Жизнь и творчество писателя отразится в научно-экспозиционной деятельности музея в контексте исторических, биографических, творческих связей Мустая Карима с Башкортостаном.

В плане здание Памятного мемориала народного поэта Башкортостана Мустая Карима «Зур кош» («Большая птица») в с. Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан представляет собой летящую большую птицу с распростертыми крыльями, что сопрягается с образом великого поэта, драматурга и писателя.

Внутреннее экспозиционное пространство выстроено по театральному принципу. Три основных зала – три ипостаси, три этапа творчества и периода жизни М. Карима: Война, Драматургия, Детство.

Вход через беседку-ротонду подчеркивает связь творчества писателя с великой классической традицией в литературе.

I зал: Тема Великой Отечественной Войны – стихи, поэма «Ульмасбай», «Помилование»

II зал: Драматургия – “Салават», «Не бросай огонь, Прометей», «В ночь лунного затмения», «Пеший Махмут», «Похищение девушки»

III зал: Литература о детстве – «Долгое-долгое детство», «Таганок», «Радость нашего дома», «Петушиная мельница».

Зал о детстве завершается воссозданной частью рабочего кабинета писателя. Кабинет расположен около большого витража, и пейзаж родной деревни писателя – часть кабинета. Родина – источник вдохновения.

Возвращаясь в начало экспозиции, посетители проходят по мостику сквозь кубический объем библиотеки-фондохранилища. Здесь разместится в подлинниках или копиях, как литературное наследие Мустая Карима, так и вся литература, в том числе рукописная на арабской графике и старопечатная, являющаяся литературным наследием народов Республики Башкортостан.  На полу и потолках этой комнаты нанесены древние карты, на которых впервые отображена территория Башкортостана.

В конце экспозиции, у входа в литературный салон развернута фотоэкспозиция «Мустай Карим с друзьями, коллегами, читателями и зрителями».

Залы разделены театральными занавесями, которые открываются один за другим в процессе экскурсии. В залах помимо световых коробов с печатными и фотографическими изданиями, присутствую сценические костюмы, театральные куклы, реквизит, элементы декораций и макеты театральных постановок.

Образно-художественный метод построения экспозиции наиболее приемлем в том случае, когда необходимо создать жизненное пространство, бытовую среду практически на пустом месте. Вновь создаются не только элементы интерьеров, мебель, но и активно привносятся в экспозицию архитектурные или скульптурные формы в виде дополнительных деталей или манекенов.

Организованность всего экспозиционного пространства напоминает некую театральную декорацию, призванную пробудить эмоциональное восприятие посетителя, включить его в творческое осмысление экспозиции.